ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Анализ воспитательной работы МКОУ СЕМЕНО-АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СОШ за 2016- 2017 учебный год

        С целью усиления эффективности воспитания ребенка современная школа стремится создать воспитательную систему. В каждой школе она имеет свои отличительные особенности, свое лицо.

        Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Воспитательная система имеет следующую структуру:

1. Цели – совокупность идей, для реализации которых она создается.

2. Деятельность, обеспечивающая ее реализацию.

3. Субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий.

4. Отношения, рождающиеся в деятельности и общении.

5. Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

        Главная цель воспитания – это модель личности выпускника, которая рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.

      Школа должна стремиться выпускать из своих стен выпускника, который соответствовал бы параметрам модели личности.

Модель личности выпускника

Нравственный потенциал
Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину.
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, работе с младшими школьниками.
Образовательный потенциал
Желание и готовность продолжить обучение после школы или включиться в трудовую деятельность, потребность в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний.
Коммуникативный потенциал
Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в кризисных жизненных ситуациях.
Культурный потенциал
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок. Концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении. В отношениях с окружающими.
Физический потенциал
Стремление к физическому совершенствованию; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников.

        Хотя модель личности имеет весьма обобщенный характер, но он достаточно детализирован для того, чтобы сформулировать конкретную цель воспитания.


Цели и задачи воспитательной деятельности.

ЦЕЛЬ: в процессе обучения в школе воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную
личность, способную к самореализации и саморазвитию.
ЗАДАЧИ:
- формирование готовности и способности личности выполнять систему
социальных ролей;
- приобщение к национальной и мировой культуре , развитие духовности;
- воспитание патриотов, граждан правового , демократического , социального
государства, уважающих права и свободы личности;
- формирование у детей культуры межличностных отношений
- развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;
- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского
спорта;
- профилактика асоциального поведения детей и молодежи, детской
беспризорности, правонарушений и других негативных явлений.
- укрепление взаимодействия с семьями учащихся;
- поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей,
попавших в трудную жизненную ситуацию;

Основные направления воспитательной деятельности :

1. ЗДОРОВЬЕ - организация деятельности по формированию здорового образа жизни, организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума.
2. СЕМЬЯ - организация работы с семьей, организация совместной деятельности семьи и школы, работа по половому просвещению учащихся, защищенность ребенка в семье.
3. ИНТЕЛЛЕКТ - формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей.
4. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ - формирование самосознания, активной жизненной позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.
5. ОТЕЧЕСТВО - гражданско-патриотическое воспитание учащихся, изучение национальных традиций, деятельности детских общественных организаций.
6. ПРИРОДА - организация деятельности по защите природы, экологическому воспитанию, организация природосообразной деятельности.
7. ТРУД - организация трудовой и профориентационной деятельности учащихся воспитание трудолюбия, культуры труда , экономическое просвещение подростков.
Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность. Главная задача педагогического коллектива – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. Главная задача классного руководителя – защита ребенка.


Принципы учебно-воспитательной деятельности в школе.

ВОСПИТАНИЕ:

РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ, имеющей устойчивый интерес к знаниям, умеющий ставить задачи и выполнять их, осуществлять самоанализ и самокоррекцию.
СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимости суждений, способностью к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности, образа жизни.
ГУМАННОЙ ЛИЧНОСТИ, понимающей высокую ценность человеческой жизни, способной оказать помощь людям, стремящейся к миру, добрососедству, взаимопониманию.
ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ, имеющие развитые потребности в познании, самопознании, рефлексии, поиске смысла жизни, идеала в общении с искусством.
ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, обладающей развитым интеллектом, творческими способностями, способной к жизнетворчеству.
КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ, обладающей высоким уровнем культуры, толерантности, знающей и выполняющей правила поведения в обществе, уважающей традиции и обычаи других наций и народностей.
ПРАКТИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ, владеющей практическими умениями, необходимыми для жизни в новых социокультурных условиях.

Прогнозируемый результат: Прогнозируемый результат: ценностно-ориентированное поле воспитательной системы школы – успех, доброта, образование, красота, культура, порядок, активность, профессионализм, талант и здоровье.
В школе работают кружки и секции, в которых было занято 68 учащихся. Наиболее посещаемые и любимые детьми - спортивная секция
«Футбол» ( руководитель Нетесов А.С.), спортивная секция «Волейбол», хореографический кружок ( руководитель Санграфова Л.В.). Эти кружки пользуются популярностью, а педагоги добиваются с детьми высоких результатов. Подтверждением этому служат неоднократные победы в районных соревнованиях.
Единство школы и семьи в воспитании ребенка - один из основных источников развития прочности его знаний, умений и навыков. Из 133 учащихся 57 детей проживают в семьях безработных, 14 – в остронуждающихся семьях, 8 – с матерями – одиночками, 4 детей остались без родителей и живут под опекой родственников. В школе 3 семьи стоят на учете как неблагополучные, 3 семьи являются семьями социального риска, 5 учащихся стоят на ВШК как трудные подростки. С ними проводится систематическая работа по профилактике правонарушений, вредных привычек, правовому воспитанию. В школе разработан план совместной работы с общественными организациями села в данном направлении. Членами Оперативного штаба регулярно посещаются семьи, места массового сбора молодежи, дискотеки в СДК . Но не смотря на всю проводимую работу, в прошлом учебном году учащимися школы было совершено 1 правонарушение , 2 несовершеннолетних поставлены на учет в ПДН.
Детей, склонных к употреблению алкоголя и наркотических средств не зарегистрировано.
Нравственная основа - это тот стержень, на котором основывается жизнедеятельность любого человека. Потребность в труде, в человеческом общении, стыд, совесть, достоинство - без этих нравственных норм не могут развиваться и существовать человек и общество.
Наблюдение за учащимися на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях показало невысокую культуру общения между собой, не всегда уважительное и доброжелательное отношение друг к другу. С целью анализа результатов воспитательной работы за прошедший учебный год школьный психолог определил уровень воспитанности учащихся.
 

ВЫВОДЫ:
Анализ воспитательной деятельности школы показал, что педколлективом школы была проделана большая работа по воспитанию учащихся. Методическое объединение классных руководителей работало по утвержденным планам, анализ которых показал, что все они составлены с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов, с использованием разнообразных форм деятельности. Задачи, поставленные перед классом, соответствовали направлению работы школы и вытекали из воспитательных потребностей. В течение года на заседаниях МО классных руководителей обсуждались вопросы теории и практики воспитательной работы. Внеурочная воспитательная деятельность осуществлялась через работу кружков и секций, решая задачи развития творческих способностей детей и проблему занятости их во внеурочное время. Внешкольная работа строилась на проведении массовых мероприятий совместно с администрацией села, СДК, сельской библиотекой, общественными организациями района на основе плана совместной работы. Были подготовлены и проведены интересные тематические вечера, концерты, спортивные соревнования, акции, операции. Учащиеся школы принимали участие в районных и областных мероприятиях, становились лауреатами и победителями различных конкурсов и соревнований. Но наряду с этим выявлены некоторые недостатки в воспитательной деятельности школы, к числу которых относятся:
- слабое взаимодействие семьи и школы;
- недостаточная работа по вовлечению подростков из неблагополучных семей и семей социального риска во внеклассную и внешкольную работу;
- недостаточное взаимодействие заинтересованных органов (правоохранительных, общественных) со школой в вопросах воспитательной деятельности.

 

НАКАЗ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА